Стоимость
Бензин
Нормаль 80
39 300 Р
Бензин
Регуляр 92
39 500 Р
Бензин
Премиум 95
42 800 Р
ДТл
34 300 Р
РТ
32 300 Р
СПБТ
24 300 Р
Битум
8 300 Р

Фракционный состав автомобильного бензина

Бензины представляют собой смесь углеводородов, обладающих различной испаряемостью.

Испаряемость характеризует скорость и полноту перехода бензина из жидкого в парообразное состояние и определяется его химическим составом. Бензины как сложная смесь различных углеводородов выкипают не при одной постоянной температуре, а в широком диапазоне температур (30 - 205°С). Испаряемость бензина оценивается по температурным пределам его выкипания и по температурам выкипания его отдельных частей – фракций.

Фракционный состав является главным показателем испаряемости автомобильного бензина, важнейшей характеристикой его качества. От фракционного состава бензина зависят лёгкость пуска двигателя, время его прогрева, приёмистость и другие эксплуатационные показатели.

Основные фракции автомобильного бензина – пусковая, рабочая и концевая. Пусковую фракцию бензина составляют самые низкокипящие углеводороды ( первые 10% объёма дистиллята). В рабочую фракцию входят дистилляты от 10 до 90% объёма и в концевую – от 90% объёма до конца кипения бензина. По ГОСТу фракционный состав бензина нормируют пятью характерными температурами: начала перегонки, перегонки 10 %, 50 и 90 % объёма и конца кипения.

Фракционный состав бензина должен быть таким, чтобы обеспечились хороший пуск двигателя и быстрый разгон автомобиля, низкий удельных расход топлива, равномерное качественное и количественное распределение горючей смеси по цилиндрам двигателя, минимальный износ поршней и цилиндров.

Температура начала перегонки и перегонки 10% бензина характеризуют пусковые свойства топлива. Если в бензине недостаточно низкокипящих фракций, то при пуске холодного двигателя часть бензина не успевает испариться и попадает в цилиндры в жидком состоянии. Горючая смесь оказывается переобеднённой, она не воспламеняется от электрической искры и пуск двигателя становится невозможен. Жидкий бензин в цилиндрах смывает смазку, а в картере двигателя разжижает моторное масло. Поэтому в момент пуска и при последующем прогревании наблюдается трение деталей цилиндропоршневой группы без достаточного количества смазочного материала. Смазочного масла оказывается недостаточно для образования на поверхностях деталей прочной плёнки. В этом случае создаются износы трущихся деталей двигателя, так называемые пусковые, степень которых зависит от количества неиспарившегося бензина, продолжительности пуска и прогрева двигателя и скорости восстановления масляной плёнки на цилиндрах. Чем меньше испаряется бензина во впускной системе двигателя, продолжительнее пуск и хуже подача смазочного масла к трущимся деталям, тем значительнее пусковые износы.

Содержание низкокипящих углеводородов в современных автомобильных бензинах контролируется тремя показателями: температурой начала перегонки, температурой перегонки 10% бензина и давлением насыщенных паров.

В соответствии с действующими стандартами температура начала перегонки летних автомобильных бензинов должна быть не ниже 35°С, а 10% бензина должны перегоняться при температуре не выше 70°С. Температура начала перегонки зимних бензинов не нормируется, а 10% бензина должно перегоняться при температуре не выше 55°С. Благодаря этому на летних бензинах обеспечивается пуск холодного двигателя при температуре окружающего воздуха выше - 10°С, в летний период не образуется паровых пробок. Применяя зимние бензины, можно пустить холодный двигатель при температуре воздуха -26 до -28°С. Появление паровых пробок при этих условиях практически исключено.

Температура перегонки 50% бензина, которая характеризует скорость прогрева и приёмистость двигателя, нормируется на рабочей фракции (объём дистиллятов от 10 до 90%).

Прогрев двигателя длится от момента пуска до создания устойчивого режима работы. В конце прогрева на режиме холостого хода достигается почти полное испарение бензина во впускном трубопроводе. Чем легче фракционный состав и ниже температура перегонки 50% бензина, тем скорее прогревается двигатель. Бензин с низкой температурой перегонки 50% быстрее испаряется во впускном трубопроводе, наполнение цилиндра горючей смесью улучшается, мощность двигателя возрастает. При низкой температуре окружающего воздуха необходимо применять бензины с низкой температурой перегонки 50% топлива.

Приёмистость – это свойство двигателя в прогретом состоянии под нагрузкой быстро переходить с малой частоты вращения к большей при резком открытии дроссельной заслонки. Для обеспечения хорошей приёмистости двигателя нужно, чтоб цилиндры двигателя в момент дросселирования наполнялись богатой горючей смесью. При резком открытии дроссельной заслонки во впускной трубопровод поступает большая порция холодного воздуха и жидкого бензина, что приводит к резкому ухудшению условий парообразования из-за недостатка теплоты для полного испарения топлива.

Если бензин обладает высокой температурой перегонки 50% топлива, то некоторая часть высококипящих углеводородов, составляющих рабочую фракцию топлива, в системе питания не испаряется. В этом случае горючая смесь переобеднена, и двигатель не развивает более высокой частоты вращения коленчатого вала и даже может остановиться.

Для восстановления теплового режима системы питания двигателя требуется некоторое время. Тепловое равновесие устанавливается тем быстрее, чем лучше идёт процесс испарения и смесеобразования, чем больше в бензине низкокипящих углеводородов. Следовательно, приёмистость двигателя во многом зависит от температуры перегонки 50% бензина. С понижением этой температуры приёмистость улучшается и время разгона автомобиля сокращается. Оптимальный разгон автомобиля наблюдается при такой испаряемости бензина, при которой создаётся горючая смесь из воздуха и паров топлива в соотношении 12:1.

Если испаряемость бензина хуже, а значит, а значит, выше температура перегонки 50% топлива, то образуется бедная смесь и время разгона автомобиля увеличивается.

Температура перегонки 50% летнего бензина должна быть не более 115°С, зимнего бензина – не более 100°С. При таких температурах обеспечиваются быстрый прогрев и хорошая приёмистость двигателя во время эксплуатации автомобиля.

Температура перегонки 90% и конца кипения бензина характеризует полноту его испарения. Если в бензине содержится много высококипящих углеводородов, то условия работы двигателя аналогичны условиям пуска холодного двигателя на бензине с низкой температурой начала перегонки. Высококипящие углеводороды не испаряются во впускном трубопроводе двигателя и попадают в цилиндры в виде жидкости. Некоторая часть её испаряется и сгорает, а оставшаяся часть стекает по стенкам цилиндра и смывает с них смазочное масло. Попадая в картер двигателя, тяжёлые фракции бензина разжижают масло и снижают его вязкость. В тех местах, где смыто смазочное масло, наблюдаются трения без смазочного материала и повышенный износ деталей.

При использовании бензинов с высокой температурой конца кипения повышаются износ двигателя, количество отложений на деталях двигателя и увеличивается расход топлива.

Температура перегонки 90% топлива для летнего автомобильного бензина должна быть не выше 180°С, зимнего автомобильного бензина – не выше 160°С. Конец кипения летнего бензина должен быть не выше 195°С, зимнего бензина – не выше 185°С.