Стоимость
Бензин
Нормаль 80
39 300 Р
Бензин
Регуляр 92
39 500 Р
Бензин
Премиум 95
42 800 Р
ДТл
34 300 Р
РТ
32 300 Р
СПБТ
24 300 Р
Битум
8 300 Р

Контроль качества нефтепродуктов в условиях эксплуатации

Для оценки качества нефтепродукта и контроля за изменением его свойства используют единичные показатели, от которых зависит надёжная и экономичная эксплуатация техники. Характеристика этих показателей:

Плотность – это масса вещества, заключённая в единице объёма. Числительное значение плотности выражается отношением массы какого-либо объёма вещества к массе такого же объёма воды, имеющей температуру 4 С (масса 1л воды при 4 С равна 1 кг). Плотность не является нормируемым показателем для всех нефтепродуктов, однако определение её обязательно при учёте поступления и расхода. По объёму и плотности нефтепродукта, измеренных при одной и той же температуре, определяют его массу. Плотность автомобильных бензинов при 20 С находится в пределах 690- 810 кг/м3, дизельного топлива 820-860 кг/м3, смазочных масел 870-950 кг/м3.

Вязкость – одна из наиболее важных физических характеристик нефтепродуктов. Повышенная вязкость дизельного топлива затрудняет подачу топлива и распыливание, а пониженная – ведёт к увеличению износа топливной аппаратуры и утечкам. Вязкость масла влияет как на режим смазки, так и на эксплуатационные характеристики узлов и агрегатов – величину крутящего момента, циркуляционную утечку через уплотнения, надёжность пуска двигателя и т. д. Вязкость автомобильных бензинов при 20 С находится в пределах 0,5-0,7 мм2/с, дизельного топлива от 1,5 до 6,0 мм2/с. Вязкость моторных масел при 100 С в зависимости от марки находится в пределах от 6 до 20 мм2/с.

Обязательному контролю подлежит также фракционный состав топлива, температуры вспышки и застывания, содержание механических примесей и воды. Показатели качества топлива должны соответствовать требованиям стандартов.

Анализы нефтепродуктов в лаборатории проводят в соответствии с требованиями стандартов на методы испытаний. Для быстрой оценки пригодности нефтепродукта к применению могут быть использованы простые способы контроля качества. Эти методы менее точны, но позволяют быстро оценить показатели качества топлива и смазочных материалов.

Качество нефтепродуктов можно оценить визуально: по цвету, прозрачности, вязкости, наличию загрязнений и воды путём сравнения их с эталонными образцами, которые целесообразно иметь на всех заправочных пунктах.

Цвет и прозрачность. Бензин и керосин – Прозрачные жидкости, мутность указывает на их обводнённость или загрязнённость. Появление окраски от жёлтой до светло-коричневой свидетельствует о наличии смолистых веществ и смешения с продуктами других марок. Дизельное топливо имеет окраску от светло-жёлтой до светло-коричневой; увеличение интенсивности окраски свидетельствует об увеличении содержания фактических смол.

Наличие загрязнений в дизельном топливе можно определить фильтрованием (бумажный фильтр из белой, синей и красной ленты или технической фильтровальной бумаги). Для этого фильтр складывают в виде конуса, устанавливают в воронку и через него пропускают 1 литр топлива. Если топливо не загрязнено, фильтр остаётся чистым. При незначительном загрязнении грязевое пятно на фильтре имеет диаметр 1-2 см, а при большем диаметре пятна в топливе содержится недопустимое количество механических примесей.

При определении загрязнённости масла его нагревают до 50-60 С, тщательно перемешивая. Затем наносят две-три капли масла на фильтровальную бумагу, на которой хорошо видны загрязнения. Чистое масло даёт равномерно окрашенное пятно. Капли можно наносить также на чистое стекло.

Наличие воды в масле и топливе определяют способом отстаивания в пробирке: вода оседает в нижнем слое. Присутствие воды в масле можно определить, также нагревая его в пробирке до 105 – 120 С. В случае образовании я пены, потрескивания и вибрации пробирки в масле есть вода. Для контрольного осмотра пробу нефтепродукта из пробоотборника или сливного крана сливают в колбу ( мензурку, стакан, пробирку, банку) либо несколько капель капают на стекло и определяют наличие механических примесей и воды – в проходящем свете, визуально.

Качество пластичных смазок можно оценить по цвету, водостойкости, жировому пятну, однородности и наличию механических примесей. Для графитной смазки цвет чёрный или чёрно-зелёный, для смазки № 158- синий. Водостойкость: смазки Литол – 24, солидолы и УНИОЛ водостойки и не омыляются; консталин, смазки1-13, ЯНЗ-2 не водостойки и в воде намыливаются.

Жировое пятно определяют следующим образом: комочек смазки диаметром 5 мм помещают на фильтровальную бумагу и разогревают на плите или другом источнике тепла. Смазки низкоплавкие – пушечная ПВК, вазелин – при температуре 60-7- С плавятся полностью, оставляя ровное светло-жёлтое или коричневое пятно. Солидолы образуют пятно с мягким остатком в средней части фильтра. Как правило, остаток живых солидолов светло- коричневого цвета, а синтетических – коричневого. Тугоплавкие смазки – Литол-24, УНИОЛ, консталин, смазка 1-13 не плавятся, но оставляют вокруг комочка масляный ореол.

Кроме перечисленных методов для оценки эксплуатационных свойств масел, главным образом, работавших, используют некоторые, достаточно сложные нестандартные способы.