Стоимость
Бензин
Нормаль 80
39 300 Р
Бензин
Регуляр 92
39 500 Р
Бензин
Премиум 95
42 800 Р
ДТл
34 300 Р
РТ
32 300 Р
СПБТ
24 300 Р
Битум
8 300 Р

Альтернативные виды топлива для транспортных двигателей

В качестве возможных видов моторных топлив, которые могут заменить жидкие (бензин, дизельное топливо) и газообразные (пропанобутановые смеси, природный газ) топлива, в ближайшем будущем и в более отдалённой перспективе, могут использоваться:

• Жидкие углеводородные смеси, близкие по составу и свойствам к существующим моторным топливам, но получаемые из нефти (биогаз, горючие сланцы, синтетические нефть и газ из угля и др.);

• Искусственные газовые смеси для дизелей (на основе любого инертного газа);

• Солярно-водные смеси для дизелей (аквазоль и др.);

• Биотопливо (биодит и др.);

• Спирты (метанол и этанол);

• Водород;

• Азотоводородные соединения.

При выборе альтернативного топлива исходят из следующих требований:

• Соответствие нового топлива традиционным (классическим) способам организации рабочего процесса в транспортных двигателях;

• Доступность сырья и перспективы его добычи в больших объёмах;

• Трудоёмкость и экономичность процессов переработки сырья в топливо.

Синтетические моторные топлива

Получать синтетические моторные топлива предпочтительнее из угля, запасы которого позволяют рассчитывать на получение энергетического сырья на столетие.

Существующие технологии в промышленном объёме позволяют получать горючее со свойствами, близкими к современным моторным топливам. Благодаря этому сохраняется возможность производить эксплуатировать двигатели и автомобили без каких-либо серьёзных изменений в их конструкции.

С учётом современных темпов добычи угля и достигнутого энергетического КПД переработки угля в моторное топливо (55%) для полного перевода транспорта на синтетические виды топлив надо увеличить добычу угля в 8 – 10 раз. При этом потребуется строительство новых перерабатывающих заводов и увеличение количества угледобывающей техники. Неизбежен и значительный ущерб окружающей среде как за счёт увеличения объёмов отвалов, так и в результате выброса в атмосферу продуктов сгорания тех45% угля, которые пойдут на нужды переработки. Поэтому для освоения производства синтетических моторных топлив необходима не только кардинальная перестройка экономики страны, но и значительные капитальные вложения на протяжении многих лет.

Биогаз

Для получения биогаза используются отходы производства. Ежегодно воспроизводимое на Земле количество биомассы энергетически эквивалентно десятикратной годовой современной добыче нефти на планете.

К примеру, при переработке навоза крупного рогатого скота, свиней, овец и коз с поголовьем более 200млн условных голов можно получить за год 990 млн тонн высококачественных органических удобрений и не менее 70 млрд м3 биогаза, что равноценно 15 млн тонн жидкого топлива. Из 1 тонны сухого органического вещества (навоз свиней) при анаэробной обработке можно получить 360 м3 биогаза или 300кг условного топлива.

Достоинством получения биогаза является возобновляемость биомассы, которая является органическим отходом сельскохозяйственного производства.

Биотопливо

В качестве биотоплива на дизельных двигателях используют биодит, представляющий собой смесь рапсового масла (75%) и дизельного топлива (25%). По сравнению ч чистым дизельным топливом у биодита примерно в 10 раз большая вязкость и на 7% выше плотность. Для сгорания 1 кг биодита требуется 13 кг воздуха, т.е. почти на 1,5 меньше, чем для сгорания 1 кг чистого дизельного топлива. Это связано с тем, что в биодите содержится больше кислорода.

Препятствием к широкому использованию биодита в качестве топлива на автотранспорте является выращивание рапса и переработка его в масло в недостаточном количестве.

Спирты

Хорошая испаряемость и воспламеняемость спиртовых топлив (метанола и этанола) делают их вполне эквивалентным заменителе традиционных моторных топлив. Применение спиртовых топлив позволяет существенно снизить содержание токсичных компонентов в отработавших газах ДВС. Широкое применение на автотранспорте сдерживается пока высокой ценой спиртовых топлив по сравнению с бензинами. В силу низкой самовоспламеняемости заменить ими дизельное топливо без серьёзных переделок двигателя пока невозможно.

С точки зрения энергетических перспектив, предпочтительнее получение метанола из угля и этанола из биомассы. Однако КПД производства метанола из угля ещё ниже (43%), чем для синтетических моторных топлив, следовательно, для массового производства потребуется ещё большее увеличение объёмов добычи угля. Достоинством получения этанола из биомассы, даже при весьма низком КПД производства (35%), является возобновляемость первичного энергоносителя, которым могут являться отходы сельского и лесного хозяйства.

Технологии получения спирта хорошо отработаны и осуществляются в промышленном масштабе.

Водород

Преимуществом водородного топлива является отсутствие токсичных углеводородных составляющих в отработавших газах двигателей; возможность расширения диапазона обеднения смеси, что положительно сказывается на экономичности и токсичности двигателя (меньше выюросов оксидов азота); перевод двигателей на водородное топливо не требует серьёзных изменений конструкции.

Водород может быть получен из нефти, газа, угля и воды путём восстановления его с помощью лёгких металлов или электролиза.

Наиболее перспективным и долгосрочным направлением является получение водородного топлива из морской воды и арктических льдов, запасы которых практически безграничны.

В настоящее время производятся в малых сериях автомобили с топливными элементами, использующими водород.